АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПУСТОТЫ В РОМАНЕ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»

 

ПОД-СЕКЦИЯ 1. Литературоведение

Ларионова Н.П.

Курский институт кооперации (филиал) АНО ВПО

«Белгородский университет кооперации, экономики и права»

 

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПУСТОТЫ В РОМАНЕ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

«ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»


         В сознании человека с незапамятных времен сформировался бином: пустота – отсутствие. Не имея возможности познать суть пустоты, нам проще объяснить факт ее существования описательно. Так, например, пустота как отсутствие предметов материального мира (пустая комната), пустота как отсутствие человека (в комнате пусто, нет никого), наконец, пустота как отсутствие жизненных стремлений, нравственных сил (душевная опустошенность).

         Отношение человека к пустоте всегда было и продолжает оставаться неоднозначным: пугающее и одновременно притягательное.

         В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» пустота – это один их ключевых образов, который, будучи полноправным, вступает во взаимоотношения с героями произведения, влияя на их дальнейшее поведение и жизнь в целом. Рассмотрим, какими свойствами наделил его автор.

         Пустота как действующая сила появляется в романе неслучайно и не вдруг. Ее рождает живое желание представителей выморочного семейства в пустословии и пустомыслии. Рожденная от живого, пустота тоже приобретает антропоморфные черты: «Это была бесконечная пустота…Она следовала за ним по пятам, за каждым оборотом его шагов» [2, с.50]; «Павел Владимирыч всматривался, всматривался, и ему почудилось, что там, в этом углу, все вдруг задвигалось» [2, с.80].

Увидеть возможности и оценить значение пустоты в романе мы можем впервые, оказавшись на антресоли, куда властная Арина Петровна поселила постылого сына Степана. Сорокалетний мужчина, запертый в тесном помещении без работы и общения, начинает пить, чтобы «позабыть глубоко, безвозвратно, окунуться в волну забвения…» [2, с.49]. Опьянение овладевало им постепенно: шутки и прибаутки первых рюмок сменялись попытками вспомнить прошлое, но «образы выходили разорванные, бессмысленные, а прошлое не откликалось ни единым воспоминанием» [2, с.49], затем больное сознание переставало различать границы комнаты, появлялась тьма, которая «…наконец, исчезала, и взамен ее являлось пространство, наполненное фосфорическим блеском. Это была бесконечная пустота, мертвая, не отличающаяся ни единым жизненным звуком, зловеще-лучезарная» [2, с.50].

         Интересно, что пустота, увиденная Степаном, обладает рядом признаков. Во-первых, это вовсе не мрак, а наоборот – мертвенный свет, который наполняет собой пространство. «Что-то неизвестное, страшное обступило его со всех сторон… Образ в золоченом окладе, в который непосредственно ударяли лучи лампадки, с какой-то удивительной яркостью, словно что-то живое, выступал из тьмы… Внизу господствовал полусвет, на общем фоне которого дрожали тени. На той же стене, около освещенного угла, висел халат, на котором тоже колебались полосы света и тени, вследствие чего казалось, что он движется…» [2, с.80]. Свет в традиционном понимании образа является олицетворением жизни, новых высоких стремлений. Но в романе он исходит не от солнца и потому не обладает живительной силой. Даже лучи лампадки выполняют несвойственную им функцию – ударяют лик святого, оживляя его. Этот свет пугает своей сюрреалистичностью, и герои испытывают благоговейный страх перед ним, как это и должно быть перед Тем (другим) светом.

         Во-вторых, пустота Салтыкова-Щедрина характеризуется отсутствием звуков, на фоне которого отчетливо слышится стон героев и учащенные удары сердца: «В неописанном ужасе, раскрыв глаза и рот, он (Павел) глядел в таинственный угол и не кричал, а стонал. Стонал глухо, порывисто, точно лаял» [2, с.81]. Именно собственные стоны и сдавленное шумное дыхание приводили Головлевых в ужас. Именно они в собственных глазах оказывались причиной тех страхов, которые мерещились в пустоте.

         Но ни свет, ни мертвенная тишина не имели на героев такого воздействия, как способность пустоты проявлять живую действенность. Населенная призраками и тенями прошлого, пустота оказывала физическое давление на представителей семейства. «Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали умертвия. Куда не пойдешь, в какую сторону не повернешься, везде шевелятся серые призраки» [2, с.280]. Одиночество, беспомощность, мертвая тишина – и посреди этого тени, целый рой теней. Ему казалось, что эти тени идут, идут, идут…» [2, с.80]. Призраки, по мнению Головлевых, являлись, чтобы досаждать, терзать и мучить живущих, безмолвно напоминая об их злодеяниях. Опираясь на личный жизненный опыт, герои видели в существовании призраков только желание мертвых отомстить за безвременную гибель. Пустота, в этом смысле, приобретала функцию возмездия, кары.

         Можно предположить, что пустота, изображенная Салтыковым-Щедриным в романе «Господа Головлевы», это отражение внутренней безнравственности членов семейства. Своего рода, зеркало, которое со всей прямотой изображало их жизнь от рождения и не желало стирать самые неприятные события. Это та совесть, которая не оставляла ни на минуту, и не давала возможности уйти от самого себя, поэтому, оказываясь наедине с пустотой, герои испытывают тревогу и стремятся побыстрее избавиться от нее. «Ему (Степану) становилось страшно; ему нужно было заморить в себе чувство действительности до такой степени, чтоб даже пустоты этой не было» [2, с.50]. 3десь "пустота" означает уже отсутствие жизни, небытие. Она становится синонимом полнейшего отрешения от всего живого, от действительности вообще [1, с.104].

В эту "манящую" пустоту и оказывается в конце концов выброшенным Иудушка. "Чем глубже надвигалась над собеседниками ночь, тем бессвязнее становились речи и бессильнее обуревавшая их ненависть. Под конец не только не чувствовалось боли, но вся насущная обстановка исчезала из глаз и заменялась светящеюся пустотой" [2, с.279].

Способность пустоты излучать мертвенный свет, быть вяжуще молчаливой и мстительно действенной – это то, что делает образ уникальным.

         Образ пустоты неразрывно связан с проблематикой романа и затрагивает важные его темы: пустословия, нереализованных мечтаний, смерти. Среди них есть еще одна – тема пути в никуда (пустоутробия), которая едва ли не самая важная, т.к. призывает читателя задуматься о смысле своей жизни и жизни вообще.

         Пустота – это нечто неизведанное, неопределенное, пугающее или приносящее успокоение. Восприятие этого удивительного образа зависит от нравственности человека. Душевное спокойствие дарит гармонию даже в пустоте, во всех смыслах этого слова.

 

Литература:

1. Николаев, Д.П. В мире стяжательства и пустоутробия ("Господа Головлевы" М. Е. Салтыкова-Щедрина) [Текст]// Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/ Сост. В.И. Кулешов - М.:  1983.

2. Салтыков-Щедрин, М.Е. Собрание сочинений [Текст]: в 10 т. Т. 9 / М.Е. Салтыков-Щедрин; отв. ред. К.И. Тюнькин. –М., Правда, 1988.